Группировка данных в сводной таблице
А теперь давайте рассмотрим вот какой пример. Допустим, у вас есть исходная таблица, в которую внесены данные по отгрузке товара, продажам или обычным семейным расходам. Примерно такая же, которую мы рассматривали ещё в начале этой главы:
Дата покупки | Товар | Сумма | Покупатель |
10.10.2010 | Шило | 100 | ООО «ЖКХ» |
11.10.2010 | Мыло | 100 | ОПГ «ЕКЛМН» |
12.10.2010 | Зубило | 200 | КГБ «ФСБ» |
13.10.2010 | Рубило | 200 | ОАО «НУИНУ» |
Мы уже поняли, что такую простую таблицу легко превратить в «сводную» — благодаря этому мы сможет узнать, какая сумма у нас ушла на закупку мыла или сколько денег вытащило из нашего кармана ООО «ЖКХ». Но есть ещё одно важное поле — дата! И вот тут-то нас подстерегает неприятная штука: мы легко можем объединить в сводной таблице одинаковые текстовые поля (Товар или Покупатель), можем суммировать данные в столбце Цена. Но как сгруппировать даты? Хотя бы самым простым способом, разбив их по месяцам — а без этого в большинстве случаев не обойтись, ведь бывают таблицы, в которых на каждый день приходится десятки и даже сотни строчек! Нам же для аналитики необходимо свести их к нескольким — по одной на каждый месяц.

Сделать это можно с помощью инструмента Группировки данных — его можно найти в Контекстном меню нужного нам столбца (в данном случае — Дата). Для группировки данных нужно щёлкнуть по любой его ячейке правой кнопкой мышки и выбрать команду Группировка.
Самый простой способ — сгруппировать данные по одному параметру, например, по месяцу. В итоге вместо кучи дат вы получите одну-единственную строчку, с суммой ваших затрат или доходов за истёкший период. Но можно при группировке выбрать сразу несколько уровней — Год, Квартал и Месяц. В таком случае вместо простой строчки вы получите «дерево», которое сможет выдать вам сводку практически любого уровня детализации, вплоть до часов и минут — достаточно только щёлкнуть по «плюсику» справа.
Группировку можно использовать не только для дат, но и для других показателей. Например, можно сгруппировать наши покупки или товары по цене, разбив таблицу по диапазонам — в этом случае вы сможете проанализировать, на товары какой ценовой категории приходится большая часть ваших расходов или доходов.
Наконец, группировать можно и другие строчки — например, если вы хотите объединить по каким-то признакам товары или продавцов (покупателей) — для этого выделите нужные вам строчки и воспользуйтесь командой Группировать.
Чтобы отменить группировку данных и вернуть таблице прежний вид, вызовите Контекстное меню и выберите команду Разгруппировать…